Дни рождения
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.04.16

Настройка мозга и изменение состояния сознания

mindmachine.ru
перевод: Никонов Владимир
по книге: Mega Brain Power by Michael Hutchison

(C.G.Jung), утверждающую, что в наших снах и видениях мы можем сталкиваться с вымышленными явлениями, которые не принадлежат нашей культуре, нам не было ранее известно о них из книг, произведений искусства или общения с другими людьми. ЮнгаНаши исследования неординарного состояния сознания подтверждают концепцию

Это мир «коллективного подсознания», бесконечный океан знаний, из которых мы «лепим» свои видения. В наш век продвинутых технологий мы могли бы сравнить это коллективное подсознание с передающей станцией, которая беспрестанно транслирует каждый бит информации, когда-либо передаваемой по радио или телевидению.

В любой момент мы можем «переключить каналы», изменяя канал повседневной жизни, на который мы обычно настроены, на огромное количество других каналов, пересекающих границы времени, пространства и даже биологического вида.

Практически невозможно себе представить эту информацию, которая постоянно окружает нас, и в которую мы можем окунуться, когда пожелаем. Но наша аналогия с радиоволнами дает нам приближенное представление необъятности информации, которая доступна нам через коллективное подсознание.

Станислав Гроф (Stanislav Grof)
«Холотропное сознание» (Holotropic Mind)

Возможности измененного состояния

Первый шаг к активному, систематическому и результативному использованию вашей майнд машины – это научиться использовать ее для изменения состояния.

Это был классический кошмар пассажира подземки: час-пик на Манхэттене в знойный летний день. На линии подземки в деловой части города мы потели, стиснутые так тесно, что никто не мог и рукой пошевелить. Вдруг поезд затормозил. Смолк гул мотора. Поезд остановился совсем. Волной прокатился многоголосый стон. Потом погас свет.

Стон стал громче. Откуда-то из недр толпы раздался крик ужаса: «Эй, здесь у человека сердечный приступ!» Раздались призывы открыть окна, кто-то кричал, что ему нечем дышать. «Мне нужен воздух! Мне нужен воздух!» Крики паники слышались отовсюду. Я и сам почувствовал, что мне тяжело дышать.

Важно подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний раз­личной глубины и продолжительности могут возникать и спон­танно, без какой-либо явной причины, а зачастую и против воли самого человека. Поскольку современная психиатрия не проводит различия между мистическими или духовными состояниями и психотическими эпизодами, людям, переживающим эти состояния, часто диагностируют психическое заболевание Их госпитализиру­ют и подвергают обычному фармакологическому лечению.

«Хилотропный модус (хилотропные состояния) сознания - нормальный повседневный опыт общепринятой реальности. В хилотропном модусе сознания мы переживаем лишь ограниченный и особый сегмент феноменального мира или общепринятой реальности, следуя от одного момента к другому. Природа и объем этого эмпирического фрагмента совершенно однозначно определены нашими пространственными и временными координатами в феноменальном мире, анатомическими и физиологическими ограничениями наших органов чувств и физическими характеристиками среды.

Холотропный модус (хилотропные состояния) сознания - сознание стремящееся к целостности или всеобщности существования. В холотропном модусе сознания можно получить доступ не только к собственной биологической, психологической, социальной, расовой и духовной истории, не только к прошлому, настоящему и будущему всего феноменального мира, но также и ко многим другим уровням и областям реальности, описанным в различных мистических традициях мира, которые, по-видимому, принимают комплексную, многослойную и иерархическую модель реальности, включающей как феноменальный, так и трансперсональный аспекты существования. «Человек, переживающий последовательность событий из своего младенчества, детства или последующей жизни или же борьбу в родовом канале, не реконструирует эти события по энграмме в нервной системе, а актуально и непосредственно оказывается в пространственных и временных координатах первоначальных событий. Это сравнимо с ситуацией, описываемой в научной фантастике, когда на планетах с большим притяжением астронавты попадают пространственно-временную петлю и переживают одновременно два различных пространственно-временных состояния, причем могут встретиться с самими собой в различных точках прошлого. Можно сказать, что в процессе развертывания перинатального уровня возникает странная, напоминающая ленту Мебиуса петля, в которой глубокое самоисследование оборачивается постижением Вселенной в целом, включая космическое сознание и сверхсознательную разумность».(И. Зингегман )

Опыт нахождения в и.с.с. (трансперсональный опыт) точно отражает ма­териальный мир и возникает в том же самом континууме, тесно переплетаясь с другими видами опыта, содержание которого не согласуется с мировоззрением, господствующим в западной цивилизации. Здесь мы можем упомянуть архетипы К. Юнга - божеств, демонов, полубогов, супер героев и комплексные мифологи­ческие, легендарные и сказочные эпизоды. Эти переживания могут ассоциироваться с точной информацией о фольклоре, рели­гиозном символизме и мифической структуре различных культур мира, с которыми индивид не был знаком и которыми не интересовался до трансперсонального опыта. Наиболее общие и обычные переживания этого типа включают в себя отождествление с космическим созна­нием, Вселенским Разумом или с Пустотой. В трансперсональном опыте можно получить точную ин­формацию о ранее неизвестных аспектах Вселенной, что само по себе требует фундаментального пересмотра наших по­нятий о природе реальности, о взаимоотношении сознания и мате­рии.

Состояние сознания является измененным, если оно явно отличается от некоторого основного состояния, с которым мы его сравниваем.

Согласно А. В. Россохину под ИСС следует понимать «состояния, в которых происходят трансформации семантических пространств субъекта, изменения формы категоризации, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к новым способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний»[16].

Согласно О. В. Гордеевой, ИСС — это способы организации душевной жизни человека[17]; это функциональный орган деятельности человека, функциональная система, которую человек выстраивает сам (или ему помогает в этом общество) для достижения определенной цели[18]. Структура, содержание, формы, функции ИСС определяются существующими у человека соответствующими представлениями об ИСС — моделями ИСС, которые имеют эксплицитный или имплицитный характер. Психологическими носителями таких моделей выступают установки, эмоциональные отношения, знания, ожидания в отношении данных состояний[17].

Известный отечественный психолог В. А. Петровский предложил различать ясное и изменённое состояния сознания (а также ясное и изменённое состояния самосознания). Критерием ясного сознания, с его точки зрения, является обратимость саморефлексии, «след в след» сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний (человек при этом может вернуться назад, и вновь пройти пройденное). ИСС характеризуется необратимостью саморефлексии, то есть человек не может «вернуться в прошлое», с тем, чтобы пройти путь заново[19].

Согласно кросс-культурным исследованиямЭрики Бургиньон, «изменённые состояния сознания… используются во всех человеческих обществах. Они известны во множестве различных форм и интегрированы в разнообразные культурные модели, играют разные роли, используются во множестве различных контекстов и снабжены огромной массой значений. […] они представляют характерные типы реакций на определённые изменения в сенсорных, перцептивных, когнитивных, мотивационных и аффективных отношениях между людьми и их опытом — типы реакций, которые в значительной степени являются культурно смоделированными»[20].

Согласно исследованиям В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко и А. В. Россохина, к критериям возникновения ИСС относятся[21]:

   - состояние депрессии,

   - интоксикация марихуаной и др.

   Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определённое дискретное состояние сознания. Некоторые состояния могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или - наоборот - из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Ч. Тарт предположил, что некоторые дискретные состояния непосредственно не могут быть получены из каких-либо конкретных состояний; тогда между ними должно быть некоторое промежуточное состояние.

Е. Искажения восприятия. Общим для большинства ИСС является наличие перцептивных аберраций, включая галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенную визуальную образность, гиперобостренность восприятия и самые многообразные иллюзии. Содержание этих перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной динамической важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний. В некоторых ИСС, вызванных, например, психоделическими наркотиками, марихуаной или при мистических переживаниях, могут проявляться синестезии, когда одни формы сенсорных ощущений переводятся в другие. Например, человек может сообщить, что видит или чувствует звуки или способен ощутить вкус того, что видит.

Ж. Изменения смысла или значения. В этом разделе я бы хотел подробно остановиться на весьма занимательном качестве почти всех ИСС, понимание которого поможет нам объяснить некоторые, на первый взгляд не связанные между собой явления. После исследования и изучения разнообразных ИСС, вызываемых различными способами или средствами, меня сильно поразила склонность людей в таких состояниях вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления или восприятия. Иногда кажется, будто человек испытывает что-то вроде опыта "эврика", во время которого часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и инсайта. При токсических и психотических состояниях это обостренное чувство понимания может проявляться в приписывании неверных значений репликам извне, идеях отношений и многочисленных случаях "психотических инсайтов".

Мне бы хотелось подчеркнуть, что это чувство повышенного значения, которое является в первую очередь эмоциональным или аффективным переживанием, имеет мало отношения к объективной "правде" содержания этого опыта (Ludwig, 1966). Чтобы проиллюстрировать нелепость некоторых "инсайтов", достигаемых во время ИСС, я приведу личный опыт единичного употребления ЛСД в экспериментальных целях. Я помню, как уже в состоянии кайфа мне сильно захотелось помочиться. Стоя перед унитазом, я прочел надпись на стене: "Пожалуйста, смойте после использования!" Взвесив эти слова в уме, я вдруг понял их глубинный смысл. Взволнованный этим потрясающим открытием, я бросился к своему коллеге, чтобы поделиться с ним этой вселенской истиной. К сожалению, будучи простым смертным, он не смог оценить потрясающую важность моего сообщения и только рассмеялся в ответ!

Уильям Джеймс (James, 1950, р. 284) описывает свои личные переживания, связанные с другими случаями изменения сознания. "Одно из очарований опьянения, - пишет он, - бесспорно, заключается в глубинном чувстве реальности и истине, которая достигается через него. В каком бы свете ни представали перед нами вещи, они видятся безоговорочными, "совершенно совершенными", чем когда мы трезвые". В своей книге "Многообразие религиозного опыта" он добавляет:

...Закись азота и эфир, особенно закись азота, достаточно разведенная воздухом, стимулирует мистическое сознание экстраординарной степени. Кажется, что глубина всей земной истины обнаруживается в ингаляторе. Однако, когда человек приходит в себя, истина растворяется или ускользает, и если остаются слова, в которых она, казалось, была воплощена, то они оказываются совершеннейшей бессмыслицей. Тем не менее чувство глубокого смысла остается. Я лично знаю людей, которые убеждены, что в трансе, вызванном закисью азота, возможны настоящие метафизические откровения (James, 1929, р. 378).

3. Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например, трансцендентального, эстетического, творческого, психотического, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний. Отдаваясь чувству невыразимости, люди доходят до той или иной степени амнезии в отношении своего опыта в состоянии глубокого изменения сознания, такого, например, как гипнотический или сомнамбулический транс, припадки одержимости, сновидческие состояния, мистические переживания, делириозные состояния, наркотическая интоксикация, предвестники припадков, оргиастические и экстатические состояния и т.п. Амнезия имеет место отнюдь не во всех случаях, о чем свидетельствуют ясные воспоминания, остающиеся после психоделического опыта, курения марихуаны или некоторых состояний откровения или озарения.

Функции ИСС

Арнольд Людвиг, в отношении отдельного человека, испытывающего ИСС, выделил, по критерию их полезности для человека и общества, в котором он живёт, 2 основных группы функций ИСС:[16]

  • психотерапевтическая — ИСС помогают поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, могут использоваться для излечения от заболеваний (психических и психосоматических), а также для того, чтобы справляться с болью;
  • получение нового опыта и новых знаний — пониманий о себе и своих отношений с миром и другими людьми, как источник вдохновения и усиления эстетического восприятия; приобщение личности к культуре сообществ и общества, в которых он живёт;
  • социальные функции — ИСС обеспечивают групповую сплочённость, включаются в ритуалы инициации, помогают разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека.
  • дезадаптивные функции ИСС — эти состояния используются для ухода от существующей реальности (в таких случаях человек удовлетворяет через эти состояния свои психологические потребности).

Типологии ИСС

творческие состояния – обращение
к внутренним импульсам личности;

интоксикация;

состояния, вызванные галлюцинативными
наркотиками.

Есть и другие примеры такого положения дел: в прошлом месяце пара студентов-физиков описала мне свой опыт "выхода души из тела"; выпускник-социолог рассказал о своих регулярных встречах с товарищами, когда они обсуждают, что делать с состоянием сознания и стилем жизни после переживания опыта с ЛСД-25; выпускник математического факультета интересовался у меня научной литературой по марихуане, чтобы сравнить написанное в этой области со своим личным опытом. Никто из них не хиппи и не из разряда необычных людей. Они - представители совершенно нового поколения, являющегося частью обычной социальной структуры большинства, которые прилагают большие усилия в исследовании собственного сознания.

Исследования показали, что измененное состояние сознания помогает ускорить процессы выздоровления и психологического восстановления, справляться с болями, стрессами, избавляться от внутреннего напряжения и чувствовать себя более счастливым и спокойным. Но только не в тех случаях, когда с его помощью люди просто хотят сбежать от реальности.

(голосов:0)
Похожие статьи:

mindmachine.ru
перевод: Никонов Владимир
по книге: Mega Brain Power by Michael Hutchison

(C.G.Jung), утверждающую, что в наших снах и видениях мы можем сталкиваться с вымышленными явлениями, которые не принадлежат нашей культуре, нам не было ранее известно о них из книг, произведений искусства или общения с другими людьми. ЮнгаНаши исследования неординарного состояния сознания подтверждают концепцию


Психология — это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности.

Предмет и объект психологии

Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.


ЛСД

ЛСД

Химическое соединение
ИЮПАК(6aR,9R)-N,N-диэтил-7-метил-4,6,6a,7,8,9-

гексадигидроиндоло-[4,3-fg]хинолин-9-карбоксамид

формула
Брутто-
C20H25N3O 
масса
Мол.
323.431 г/моль
CAS50-37-3
PubChem5761
DrugBank04829
Классификация
АТХ ?
Фармакокинетика
Метаболизмпечень
Период полувыведения3-5 часов
Экскрецияпочки
Лекарственные формы
таблетки по 25 мкг и ампулы по 1 мл0,001 % раствора ЛСД тартрата
Способ введения
перорально, внутривенно, подкожно
Торговые названия
Lysergide, Delysid

Комментарии к статье Что такое измененные состояния сознания:
loading...
Загрузка...


2015